«МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ТЕПЕРЬ ПО-НОВОМУ»

1 января 2019 года в России завершится переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Предлагаем разобраться в том, что изменится для населения, предприятий и бизнеса, и как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов.

Региональный оператор – кто это?

Региональный оператор – ключевое звено новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО), организация, которая собирает, транспортирует, обрабатывает, утилизирует, обезвреживает и производит захоронения ТКО в специально отведённых для этого местах. С 1 января 2019 года на территории Красноярского края будут работать 19 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности.

Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?

ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления и товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, региональными операторами будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы (старая мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп). Услугу регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО: собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО. С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).

Как и сколько будет начисляться оплата за ТКО? Кто будет контролировать её сбор?

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные, поэтому плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края.

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:

– расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;

– стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утверждённым тарифам;

– собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы регионального оператора.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные ёмкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объёмов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчёта: либо по соответствующему нормативу, утверждённому на уровне края, либо по объёму образуемых отходов. Право выбора в этом случае остаётся за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Красноярского края, утверждённых приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утверждённый единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

Появление 3 основных факторов влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф регоператора по обращению с ТКО войдёт плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения. Во-вторых, региональный оператор является плательщиком налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы регоператора добавится ещё 18% НДС. Третьим фактором, является сбытовая надбавка регоператора – затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Теперь о льготах

Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать граждане, ежемесячные расходы на ЖКУ которых превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

– заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

– оплачивать услуги регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора (ст. 1, п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст. 30, ст. 161, ст. 164 и др.), п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

На сайтах региональных операторов размещены проекты договоров на оказание услуги по осуществлению транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Красноярского края. Список сайтов региональных операторов: http://www.mpr.krskstate.ru/raz_shem_och/0/id/33682

Если у физических лиц либо юридического лица уже заключён и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ).

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанностью заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли они заключать договор с регоператором? Будут ли санкции к таким «отказникам»?

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки? В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и неоплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

По информации МКУ «Управление городского хозяйства»
Окончание в следующем номере от 07.12.2018

Категории:Статьи Метки: 339
  1. Пока что нет комментариев.