МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…

Спрашивали? Отвечаем!


Некоторые из нас предпочитают поезда самолётам по причине боязни полётов. Кто-то попросту находит максимальный комфорт и приятный отдых в путешествии под равномерное укачивание в горизонтальном положении с хорошей книжкой в руках. Поезда, поезда… Романтика, которую так не хочется ничем омрачать. А это иногда, к большому сожалению, происходит.

Быть высаженным из поезда всегда неприятно, особенно если ничего противоправного не совершал. Не так давно нам написал один из пассажиров, который хотел обратиться в суд с иском на РЖД за то, что его без оснований (по его мнению) высадили из поезда через 3 часа после отправления. При этом ничего криминального он не делал, и оснований для такого решения у начальника поезда и сотрудников полиции не было. Но рассмотрим более подробно этот вопрос. За что могут применить подобную меру к пассажиру.

Случай из практики

Вот собственно история. Пассажир сел в свой поезд сообщением Анапа – Санкт-Петербург. Билет у него был до станции Воронеж, время поездки составляло около суток. Билет был в плацкартном вагоне на нижнем месте в купейном отсеке. По соседству с ним ехала компания возрастных мужчин. Трое были в его отсеке и двое – на боковых местах.

Поначалу всё было неплохо, он познакомился с компанией, накрыли на стол, чтобы перед сном немного перекусить, ну и немного выпить. Сам поезд отправлялся поздно вечером. Пару часов посидели, пообщались, после чего собрались ложиться.

Один из членов компании, который ехал на верхней боковой полке начал упрашивать пассажира уступить ему место и перейти на верхнюю боковую полку, как самому молодому, при этом говоря, что он воевал в чеченской войне, уже дедушка, получал ранения и ему многие в этом поезде обязаны. Пассажир отказался это делать, что ещё больше разозлило дедушку, который сел на его полку и продолжил читать морали. Остальные из компании на это особо не реагировали, пару человек лишь сказали: «Ну, уступи, чего с тебя убудет, что ли?»

В итоге произошёл конфликт, пошла ругань, маты, оскорбления и т.д. Вызвали начальника поезда, а после чего двоих сотрудников полиции.

И вот особо не разбираясь, составили протокол и нашего пассажира (причём одного) высадили на промежуточной станции и отвели в отдел. Самого деда не тронули. Время уже было около 2 часов ночи. Высадку мотивировали тем, что пассажир был пьян и устроил конфликт в вагоне.

Узнаем, что говорит закон по этому поводу.

За что могут высадить из поезда?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Приказу Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». Именно данными правилами стоит руководствоваться. Согласно разделу VIII, п. 70 Пассажир удаляется с поезда при наличии следующих оснований:

1. При нарушении общественного порядка и помехе спокойствию других пассажиров. В данном случае, высадить пассажира могут только сотрудники правоохранительных органов.
2. Если пассажир болен и его поездка невозможна, тогда решение о высадке принимает медицинский работник.
3. В случае отсутствия проездного документа высаживается контролёрами.
4. В иных случаях.

Но если в первых трёх случаях всё понятно, то в п. 4 – «иные случаи» могут трактоваться по-разному. В правилах не указано, например, что распитие спиртных напитков является основанием для удаления из поезда, однако, на практике состояние алкогольного опьянения могут подвести под этот пункт 4 и высадить из поезда. Если факт алкогольного опьянения подтверждается, то чего-то добиться будет практически невозможно. Тем более, согласно ст. 20.20 КоАП РФ, за распитие спиртных напитков в запрещённых местах предусмотрена ответственность. К таким запрещённым местам можно отнести пассажирский поезд.

Пассажира из нашей истории высадили, указав в протоколе, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, шумел в ночное время, нарушал общественный порядок. Т.е. удаление с поезда было произведено на основании пп. «а» п. 70 Правил перевозок пассажиров.

Также в отношении пассажира вынесено постановление об административном правонарушении и назначен штраф в 500 рублей. Теперь остаётся доказывать, что конфликт был спровоцирован не им, и принять меры должны были к зачинщику, который настоятельно требовал уступить ему место.

Как нужно действовать

Чтобы не оказаться в такой ситуации, в первую очередь нужно воздержаться от чрезмерного употребления спиртных напитков в поезде.

Если Вас провоцируют на конфликт, не поддаваться на провокацию и обратиться к проводнику или начальнику поезда, объяснив ситуацию. Необходимо соблюдать правила поездки в поезде и тогда неприятных ситуаций не возникнет.

«Битва» за место

Однако наиболее актуальным вопросом является извечный спор по поводу верхней и нижней полки. Казалось бы, всё предельно ясно, на какое место купил билет, на том и нужно ехать, тем не менее регулярно возникают споры между пассажирами:

Имеет ли право пассажир с верхней полки во время обеда занимать нижнюю полку?

Должен ли пассажир с нижней полки уступить место инвалиду, пожилому человеку или пассажиру с маленьким ребёнком?

Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Стандартные случаи в поезде

Рассмотрим два основных спора, которые могут возникнуть между пассажиром верхней и нежней полки.

Первый случай: «Пассажир, предположим, молодого возраста едет на нижней полке, при этом на верхней полке билет у пассажира уже пенсионного возраста. После начала движения поезда, пассажир с верхней полки просит уступить ему место на нижней полке, поскольку ему тяжело забираться на верхнюю полку, и он физически не может это сделать. Пассажир с нижней полки отказывается, мотивируя тем, что у него есть билет, и там строго прописан номер места, и уступать он не обязан. Пассажир с верхней полки начинает устраивать скандал и доказывать, что по закону, ему обязаны уступить, зовет проводника и начальника поезда и требует предоставить ему нижнее место».

Как правило, если есть свободные места в поезде, такому пассажиру могут пойти навстречу и предоставить другое место на нижней полке.

Возникает другой вопрос: что мешало пассажиру изначально купить нижнюю полку? Как показывает практика, по большинству направлений, цена билета на верхнюю полку, особенно в купе, заметно ниже, чем место на нижнюю полку. Поэтому тут преследуется цель сэкономить на билете, а уже на месте договориться, и попросить, чтобы уступили нижнюю полку.

Второй случай: «Пассажир с верхней полки просит соседа с нижней предоставить ему на время место, чтобы покушать. Пассажир без проблем уступает, но после принятия пищи, пассажир с верхней полки продолжает находиться на нижней и заниматься своими делами. Когда пассажир с нижней полки просит соседа перейти обратно, на своё место, второй начинает возмущаться и говорить, что в дневное время он может находиться на нижней полке, и только на ночь должен перейти на своё место. В итоге, получается, пассажир с нижней полки не может в дневное время в полной мере воспользоваться своим местом (прилечь, например, и т.д.). И такая ситуация не редкость».

Что говорит закон?

Теперь разберём, кто же прав по закону. В данный случаях действует Приказ Минтранса России от 19.12.2013 N 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». На него и нужно ориентироваться, если вышеуказанные споры возникают.

В частности, п. 51 указывает на следующее: «Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест». И в том же пункте указано «Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается».

Также стоит отметить и по поводу багажа, поскольку и такие споры возникают. Должен ли пассажир с нижней полки дать возможность пассажиру с верхней положить свои вещи вниз, под саму полку. Согласно п. 112 Приказа «Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места – пассажир, проезжающий на верхней полке».

Отсюда следует, что без исключений преимущество по использованию нижней полки всегда за пассажиром, который на нём едет, в том числе и по провозу багажа.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что с юридической точки зрения, пассажир, взявший билет на нижнее место, не только имеет право не уступать своё место другому пассажиру, но даже имеет право в дневное время никого не пускать на своё место, в том числе и для приёма пищи.

Однако рекомендуем поступать по-человечески. Нет смысла идти на принцип или конфликт. Стоит понимать, что не всегда есть возможность купить нижнее место, в некоторых случаях их просто нет. А пассажиру нужно нормально покушать, ехать всё время на верхней полке не очень удобно. Поэтому относиться друг у другу нужно с пониманием, и поездка станет более комфортной.

Александр Томских
Михаил Бабкин, юрист

Категории:Статьи Метки: 118
  1. Пока что нет комментариев.